Доклад «Структура ветеринарных служб»

Доклад «Анализ действенности существующих структур и штатных расписаний госветслужб в районах и городах Нижегородской области» Зеленый город 22.03.2012 года.

За последние 25 лет в сельском хозяйстве, в том числе и в отрасли животноводства произошли значительные изменения, основными из которых явились: изменение формы собственности, значительно сократилось поголовье продуктивного скота,
как в сельхозпредприятиях, так и у частных владельцев, изменилось потребление ветеринарных услуг (часть этих услуг стали платными), изменились и нагрузки на ветеринарных специалистов.


Учитывая эти изменения, а также сложную эпизоотическую обстановку сложившуюся в Российской Федерации по ряду инфекционных заболеваний животных в последние годы таких как АЧС, бешенство и др., возникла насущная необходимость
проведения анализа действенности структуры и штатных расписаний государственной ветеринарной службы Нижегородской области по обеспечению ветеринарного благополучия.


Итогом проведенного анализа должно стать приведение структуры штатных расписаний ГБУ «Госветуправлений районов и городов» к требованиям современного периода, что в дальнейшем позволит более рационально и эффективно использовать
финансовые средства, выделяемые на содержание государственной ветеринарной службы и более эффективно использовать кадровый потенциал ветеринарных специалистов.


2. Структура государственной ветеринарной службы Нижегородской области за 25 лет претерпела незначительные изменения табл. №1

Таблица № 1.
Структура государственной ветеринарной службы в разные периоды.

Имелось госветучреждений на 01.01.1986 г.

Имелось госветучреждений на 01.01.2012 г.

Отношение показате-лей 2012 г. к показателям 1986 г.

СББЖ

Участковая ветлечебница

Ветеринар-ный участок

Ветеринар-ный пункт

Итого

СББЖ

Участко-вая ветлечебница

Ветеринар-ный участок

Ветеринар-ный пункт

Итого

47

59

132

138

376

50

56

158

105

369

98%

 

Общее количество ветеринарных учреждений обслуживающих животноводство за эти годы сократилось на 10 единиц 2%, при этом поголовье крупного рогатого скота сократилось почти в 4 раза, свиней в 5 раз, поголовье мелкого рогатого скота в 5 раз.
Я привел округленные цифры, так как на 01.01.1986 года учитывалось поголовье только сельхозпредприятий колхозов, совхозов без учета поголовья частного сектора.


Нагрузки на ветеринарных специалистов по состоянию на 01.01.1986 г. и 01.01.2012 г. распределялись следующим образом (без учета ветеринарных специалистов ветеринарных лабораторий, лабораторий ВСЭ)

Таблица №2
Нагрузка ветеринарных специалистов в разные периоды.

Наличие скота в тыс. гол

Количество ветеринарных специалистов государственной ветеринарной службы обслуживающих животноводство

Нагрузка в условных головах на одного ветеринарного специалиста

На 01.01.1986 г. колхозы, совхозы, межхозяйственные предприятия и другие государственные предприятия

На 01.01.2012 г. в хозяйствах всех категорий

КРС

Свиней

МРС

КРС

Свиней

МРС

1986 г.

2012 г.

1986 г.

2012 г.

1143,7

653,1

380,0

315,5

143,2

81,5

По штату 594 в наличии 557

По штату 918 в наличии 696

 

1546

331.6


В 1986 году в Горьковской области насчитывалось 861 439 условных голов скота. В тот период (без учета специалистов мясо-молочных и пищевых контрольных станций) работало 557 человек специалистов государственной ветеринарной службы,
на каждого ветеринарного специалиста приходилось 1546 условных голов скота, что превышало нормативные показатели по нагрузкам почти в 2 раза. Следует учесть, что в то время в колхозах и совхозах работало 1908 ветеринарных специалистов в 
настоящее время работает 633 в 3 раза меньше чем было в 1986 году.


Штатная численность ветеринарных специалистов работающих в участковых ветлечебницах, ветучастках, ветпунктах в настоящее время увеличилась на 35%.

По состоянию на 01.01.2012 году в Нижегородской области насчитывалось 230 828 условных голов продуктивного скота нагрузка на одного специалиста государственной ветеринарной службы (СББЖ, уч. ветлечебницы, участки, пункты), где работает
696 человек составила 331,6 условных голов скота (без учета городов Н. Новгород, Дзержинск, Арзамас, Саров), нагрузка на специалистов в условных головах сократилась в сравнении с 1986 годом почти в 5 раз.


В 1986 году незамещенных вакансий в государственной ветеринарной службе было 6%, в 2012 году (без учета госветуправлений г. Н. Новгород, Дзержинск, Арзамас, Саров) 11,5%.

Таблица№3.
Показатели, характеризующие эффективность работы государственной ветеринарной службы.

Показатели

1985 год

2011 год

Сохранность скота к обороту стада в %:

 

 

КРС

2,7

2,0

Свиньи

4,6

21,2

Овцы

4,9

10,4

Выход на 100 маток:

 

 

телят

81

67

поросят

1404

1589

ягнят

64

88

Эпизоотическая ситуация

 

 

Выявлено неблагополучных пунктов по инфекционным заболеваниям

113

44


Вывод: оценивая структуру государственной ветеринарной службы и ее штатную численность в целом по области по состоянию 1986 года и в настоящее время, учитывая, что количество продуктивного скота во всех категориях хозяйств в среднем сократилось в 4 раза, количество специалистов работающих в сельхозпредприятиях почти пропорционально в 3 раза, а штатная численность специлистов госветслужбы участковых ветлечебниц, ветучастков, ветпунктов увеличиласьна 35%. 
Сравнив основные показатели состояния животноводческой отрасли такие, как сохранность, воспроизводство и эпизоотическое благополучие, можно сделать вывод, что существующая в настоящее время структура государственной ветеринарной службы менее эффективна, чем была в 1986 году.


Это подтверждается анализом по расчету и распределению существующих в настоящее время нагрузок на ветеринарных специалистов в условных головах (КРС, Свиньи, МРС, Лошади, Птица, Кролики) в разрезе районов и городов. №5.

Наименование района

Нагрузка на ветспециалистов (менее 100 усл. голов)

Балахнинский

50,42

Варнавинский

88,62

Ветлужский

59,58

Кстовский

37,43

Тоншаевский

99,01

г. Н. Новгород

25,47

г. Саров

37,85

г. Арзамас

82,75

 

Нагрузка на ветспециалистов (от 100 до 300 усл. голов)

Ардатовский

166,28

Арзамасский

217,77

 Б. Мурашкинский

256,63

Вачский

274,02

Вознесенский

193,95

Воротынский

141,75

Воскресенский

110,16

Выксунский

124,11

Городецкий

291,3

Кр-Баковский

145,97

Кулебакский

152,99

Навашинский

138,03

Первомайский

189,77

Семеновский

222,02

Сергачский

260,19

Сеченовский

231,51

Сокольский

111,95

Сосновский

184,83

Спасский

225,08

Тонкинский

151,65

Чкаловский

173,07

Шарангский

258,49

 

Нагрузка на ветспециалистов (от 300 до 600 усл. голов)

 Б. Болдинский

581,76

Борский

532,62

Вадский

585,58

Гагинский

415,93

Дивеевский

425,76

Княгининский

367,77

Кр-Октябрьский

335,95

Лукояновский

407,04

Лысковский

332,33

Починковский

446,57

Уренский

396,6

Шахунский

321,46

 

Нагрузка на ветспециалистов (от 600 до 850 усл. голов)

Богородский

607,68

Бутурлинский

680,39

Ковернинский

813,42

Павловский

801,72

Перевозкий

715,56

Пильнинский

768,58

Шатковский

670,15

 

Нагрузка на ветспециалистов (от 850 усл. голов и более)

г. Дзержинск

1480,91

Володарский

1062,27

Д. Константиновский

1171,44


Нагрузка более 850 условных единиц на одного ветеринарного специалиста госветслужбы имеют 2 района: Д. Константиновский, Володарский.

Следует отметить, что в ГБУ, НО «Дальнеконстантиновское госветуправление» нагрузки на ветеринарных специалистов государственной ветеринарной службы распределены крайне не равномерно. Пример: из 5 госветучреждений района
(не считая СББЖ) наибольшая нагрузка приходится на специалистов трех учреждений Дубравского ветеринарного пункта 3840,5 условных голов скота, Белозеровского ветеринарного пункта 2993,7 голов и Кужутского ветеринарного участка
1679 голов, тогда как нагрузка на ветеринарных специалистов Суроватихинского Нижегородского ветучастка значительно ниже нормативных показателей, что говорит о неэффективном использовании кадрового потенциала, кроме того в
госветуправлении имеются 2 вакантные должности ветспециалистов. В связи с этим специалистами комитета госветнадзора разработана новая структура штатного расписания, в котором оптимизирована штатная численность работников применительно к новым условиям ведения животноводства.


- от 600 до 850 условных голов скота приходится на специалистов госветслужбы 7 районов: Богородский, Бутурлинский, Ковернинский, Павловский, Перевозский, Пильнинский, Шатковский. Из этих районов следует отметить Ковернинский район,  где имеются ветеринарные пункты 3 из 8, в которых нагрузка на ветеринарного специалиста не велика и составляет не более 50 условных голов скота. В Пильнинском госветуправлении в 2 госветучреждениях нагрузка ниже 300 условных голов, в 3 ниже 100 голов и есть учреждение, где нагрузка на специалиста более 2300 голов условного скота. Такие примеры есть в Павловском и Богородском районах. Руководству этих госветуправлений необходимо пересмотреть структуру штатных расписаний с учетом этих замечаний.

В остальных 39 районах нагрузка на ветеринарных специалистов госветслужбы ниже 600 условных голов на специалиста. В госветуправлениях этих районов можно ставить вопрос о сокращении штатной численности ветеринарных специалистов и обслуживающего персонала с передачей этих должностей в другие госветуправления, где нагрузка выше нормативных показателей.

от 300 до 600 условных голов скота приходится на ветеринарных специалистов 12 районов: Б. Болдинский, Борский, Вадский, Гагинский, Дивеевский, Княгининский, Кр. Октябрьский, Лукояновский, Лысковский, Починковский, Уренский, Шахунский.

от 100 до 300 условных голов скота приходится на специалистов 22 района;

менее 100 условных голов приходится на ветеринарных специалистов 5 районов я их назову; Балахнинский, Варнавинский, Ветлужский, Кстовский, Тоншаевский. В Балахнинском районе нагрузка на ветеринарных специалистов 50 условных голов, а в Балахнинской участковой ветеринарной лечебнице нагрузка 0 числится 2 ветеринарных специалиста, по штату в госветуправлении имеется 8 ветеринарных учреждений, числится 16 единиц ветеринарных специалистов все должности замещены,. Практически все животноводческие объекты находятся в шаговой доступности. В Ветлужском районе: на обслуживании Скрябинского ветеринарного пункта имеется 7 голов КРС, 7 свиней, 7 овец, Махоновского ветеринарного пункта находится 9,2  условных голов скота, Большевского ветеринарного участка 13 условных голов, а всего в районе имеется 9 госветучреждений со штатной численностью только ветеринарных специалистов 19 человек из них 2 вакантны.

Очень важно при распределении нагрузок на специалистов учитывать доступность ветеринарных услуг с учетом особенностей территории, количества населения, удаленности населенных пунктов от ветеринарных учреждений, обеспечение транспортом.  В некоторых госветуправлениях при низкой нагрузке условных голов скота на ветеринарных специалистов максимальная удалённость госветучреждений от населенных пунктов составляет от 3 до 10 км., при обеспечении транспортом (пример Балахнинский район.  В Тоншаевском и Ветлужском районах при низкой загруженности вет. специалистов удалённость населенных пунктов от некоторых госветучреждений оставляет от 10 до 30 км без наличия транспорта.

Из все выше изложенного можно сделать вывод, что в государственных ветеринарных управлениях районов нагрузки на ветеринарных специалистов распределены крайне неравномерно. В 39 районных госветуправлениях она значительно ниже  нормативных показателей по загруженности, что говорит о неэффективном распределении кадрового потенциала.

4. В госветуправлениях районов и городов (в том числе г. Н. Новгород, Дзержинск, Арзамас, Саров) по состоянию на 01.03.2012 года согласно штатных расписаний числится 918 штатных единиц ветеринарных специалистов из них замещено 821 должности, 98 должностей вакантны, что составляет 10,6%. Наибольшее количество вакантных должностей ветеринарных специалистов имеется в госветуправлениях:. Шатковского района вакантны 5 единиц, что составляет 36% штатной численности,  при средней нагрузке на ветеринарных специалистов 670 условных голов, тогда как на Шараповском ветучастке нагрузка 1924 условные головы. Княгининском районе вакантны 5 единиц, что составляет 26% штатной численности, средняя нагрузка на ветеринарных специалистов по району составляет 368 условных голов, а на Соловьевском ветпункте и Троицком ветеринарном участке более 1000 условных голов. Краснобаковском районе вакантны 3 единицы 26% штатной численности при нагрузке на специалистов 146 условных голов. В Воскресенском районе вакантны 5 единиц 22% штатной численности при нагрузке на ветспециалиста 110 условных голов. Наличие вакансий при малой нагрузке на работающих специалистов говорит о неэффективном расходовании бюджетных средств.

В настоящее время в госветучреждениях области: СББЖ, участковые ветлечебницы, ветучастки, ветпункты работают 132 специалиста пенсионного возраста, что составляет 16,1% к работающим, 96 специалистов предпенсионного возраста (3 года и менее до пенсии), что составляет 11,7% численности работающих специалистов. Общее количество специалистов пенсионного и предпенсионного возраста составляет (27,8%).

Районы с наибольшим количеством специалистов пенсионного и предпенсионного возраста

Наименование района

Количество специалистов пенсионного возраста (%)

Количество специалистов предпенсионного возраста (%)

Общее количество специалистов пенсионного и предпенсионного возраста (%)

Ардатов

27

14,3

41,3

Вад

55

18

73

Вача

25

0

25

Сергач

22

20

42

Сосновское

44

0

44

Тоншаево

37,7

7

44,7

Навашино

19

14

33

Семеново

31

8,3

39,3

Городец

29,2

12,5

41,7

Княгинино

35,7

7,1

42,8

Воротынец

17,4

13,04

30,44

Д. Константиново

15,4

11

26,4

Чкаловск

38

9

47

Кр. Баки

26

11

37

Первомайск

31

0

31

Кулебаки

20

6

26


Руководителям госветслужб этих районов в ближайшее время необходимо активизировать работу по привлечению в государственную ветеринарную службу кадров молодых специалистов.

5. Анализ востребованности в ветеринарных санитарах и других работниках обслуживающего персонала. в госветучреждениях табл. № 3.

N п/п

наименование района

количество санитаров

кол-во ветлечебниц / в т. ч. имеющ. свои производ-е помещен.

кол-во ветучастков / в т. ч. имеющ. свои производ-е помещен.

кол-во ветпунктов / в т. ч. имеющ. свои производ-е помещен.

по штатному расписанию

из них вакансий

 

 

 

 

7 — 1

3 — 1

2 — 1

1

Н. Новгород

22

5

 

 

 

2

Сокольский

15

-

4/4

4/4

3/3

3

Княгининский

14

-

1/1

4/4

5/4

4

Ардатовский

12

-

2/1

4/0

2/0

5

Починковский

11

-

3/3

7/5

0

6

Лысковский

 

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Проектов не найдено

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения