Доклад разъяснения НПА 2017
ДОКЛАД
Комитета государственного ветеринарного надзора Нижегородской области с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов, необходимых для реализации организационных, технических мероприятий («как делать нужно (можно)»)
РАЗДЕЛ 1.
Разъяснение неоднозначных или не ясных для подконтрольных лиц обязательных требований, в том числе в силу пробелов или коллизий в нормативных правовых актах
Комитет госветнадзора Нижегородской области в рамках предоставленных полномочий не дает разъяснения по применению нормативных правовых актов Российской Федерации, однако выразить позицию в пределах компетенции в отношении неоднозначных или неясных для подконтрольных лиц обязательных требований, считаем возможным.
Применение норм Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – закон № 294-ФЗ):
- Применение статьи 8.3 закона № 294-ФЗ. Статьей 8.3 Закона № 294-ФЗ определен перечень мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора) с проверяемыми лицами. При этом подпунктом 8 части 1 указанной статьи определено, что существуют также другие виды и формы таких мероприятий, то есть можно сделать вывод о том, что этот перечень не является исчерпывающим. Однако нормами закона также не раскрывается содержание иных (дополнительных) видов контрольных мероприятий без взаимодействия с проверяемыми лицами.
- Применение статьи 10 закона № 294-ФЗ. Подпунктом 2 части 2 статьи 10 закона № 294-ФЗ введено новое основание для проведения внеплановой проверки – мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора) по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Также как и в предыдущих случаях, в законе № 294-ФЗ не раскрываются требования к форме и содержанию такого представления. Считаем возможным до издания соответствующего нормативного правового акта рассматривать подобные представления самостоятельно. При рассмотрении поступивших представлений необходимо учитывать критерий «мотивированности», указанный в законе № 294-ФЗ, что значит наличие в представлении соответствующих обоснований, фактов и иных материалов, подтверждающих факты нарушений обязательных требований со стороны хозяйствующих субъектов. Аналогичный подход (то есть до момента издания соответствующих нормативных правовых актов по этому вопросу) рекомендуем применять при толковании положений частей 3 – 3.5 статьи 10 закона № 294-ФЗ.
РАЗДЕЛ 2.
Разъяснение новых требований нормативных правовых актов
В части нормативно-правового регулирования Минсельхозом России
в текущем году утверждены:
- Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов сибирской язвы (приказ Минсельхоза России от 14.08.2017№ 403);
- Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов сапа (приказ Минсельхоза России от 28.06.2017 № 311);
- Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов инфекционной анемии лошадей (ИНАН) (приказ Минсельхоза России от 10.05.2017 № 217);
- Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразного узелкового дерматита крупного рогатого скота (приказ Минсельхоза России от 05.04.2017 № 166);
- Форма заявления об аттестации специалистов в области ветеринариии порядок проведения проверки знаний специалистами в области ветеринарии актов, регламентирующих вопросы осуществления ветеринарной сертификации, и практических навыков оформления ветеринарных сопроводительных документов (приказ Минсельхоза России от 03.05.2017 № 212).
- Ветеринарные правила перемещения (перевозки) автомобильным транспортом свиней и кормов для них (приказ Минсельхоза России от 06.07.2017 № 329);
Требования к объему тары лекарственных препаратов для ветеринарного применения (приказ Минсельхоза России от 26.06.2017 № 303).
Кроме того, с 1 сентября 2017 года вступил в силу Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016), принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 162.Указанный регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на территории ЕАЭС требования безопасности пищевой рыбной продукции, выпускаемой в обращение на территории ЕАЭС,
и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке пищевой рыбной продукции.
РАЗДЕЛ 3.
Необходимые для реализации новых требований нормативных правовых актов организационные, технические и иные мероприятия
При получении сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, Комитетом будут оформляться предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, в соответствии с частями 5-7 статьи 8.2 федерального закона от 26.12.2008 № 294- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
При условии, что иное не установлено федеральным законом, при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований содержат указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.
Порядок составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении такого предостережения определен Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2017 г. № 166)
Составление и направление предостережения осуществляется не позднее 30 дней со дня получения должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений, указанных в части 5 статьи 8-2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», если иной срок не установлен административными регламентами осуществления соответствующих видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Предостережение направляется в бумажном виде заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным доступным для юридического лица, индивидуального предпринимателя способом, включая направление в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, принявшего решение о направлении предостережения, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, указанному соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо размещенному на официальном сайте юридического лица, индивидуального предпринимателя в составе информации, размещение которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг». По результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, направивший предостережение, возражения. В срок (не менее 60 дней со дня направления предостережения) юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны направить в адрес Административного органа уведомления об исполнении предостережения.
Все вопросы о соблюдению обязательных требований вы можете задать на официальной странице комитета. https://new-vetnadzor.government-nnov.ru/request/