Доклад о правоприменительной практике комитета
ДОКЛАД
Комитета государственного ветеринарного надзора Нижегородской области об осуществлении регионального государственного ветеринарного надзора, правоприменительной практике, о мерах по устранению нарушений обязательных требований.
В Нижегородской области 165445 объектов, которые занимаются содержанием сельскохозяйственных животных и птицы, производством животноводческой продукции, ее переработкой, хранением, транспортировкой и реализацией, в том числе 6100 юридических лица и индивидуальных предпринимателей и 159436 личных подсобных хозяйств граждан (ЛПХ).
- Контрольно-надзорные мероприятия
В 2017 году региональный государственный ветеринарный надзор за деятельностью хозяйствующих субъектов осуществлялся комитетом государственного ветеринарного надзора в соответствии Федерального Закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положением о комитете государственного ветеринарного надзора и Административным регламентом осуществления регионального государственного ветеринарного надзора.
За 3 квартала 2017 года проведено 798 проверок хозяйств и ЛПХ, в т.ч. 267 плановых (87 % от годового плана проверок) и 139 внеплановых проверок предпринимателей. В ходе проведенных проверок выявлено 746 нарушения ветеринарного законодательства, выдано 101 предписаний. К административной ответственности привлечено 681 лиц виновных в совершении административных правонарушений в области ветеринарии. Внесено 140 представлений об устранении причин и условий способствовавших совершению правонарушения.
Общая сумма наложенных штрафов составила 1535,5 тысяч рублей, из которых взыскано 1156 тысяч рублей.
Кроме этого, в результате проведенных проверок выявлено и изъято из оборота 127 т.н. опасного в ветеринарном отношении продовольствия и сырья животного происхождения.
В рамках мероприятий приоритетной программы стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» комитетом планомерно снижается административная нагрузка на бизнес, повышается эффективность и результативность контрольно-надзорной деятельности, внедряется риск ориентированная модель надзора.
Устойчивая тенденция снижения количества проверок отмечается с 2012 года. (в 2012 году проведено - 1161, в 2013 году – 967, в 2014 году – 703, в 2015 году 671 в 2016 году – 435 проверок и в 2017 году – 406).
Кроме мероприятий в отношении предпринимателей, комитетом осуществляются проверки в отношении граждан владельцев животных. Основаниями для таких проверок служат жалобы граждан на несоблюдения владельцами животных правил содержания животных – загрязнение территории отходами животноводства, агрессивное поведение животных, выгул собак в неотведенных местах. Комитетом рассмотрено более 1500 жалоб граждан на содержание домашних животных.
По результатам рассмотрения обращений граждан комитетом проведено 392 проверок ЛПХ и. Возбуждено 781 административное дело, наложено штрафов на сумму 775 тысяч рублей.
Один из путей снижения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты и применение риск-ориентированного подхода, является государственный пищевой мониторинг.
В рамках мониторинга проверка не проводится, перемещение продукции не блокируется, а административное воздействие минимизируется.
Организует эту работу территориальное управление Россельхознадзора в тесном взаимодействии с госветслужбой области на основании Плана государственного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов.
Так, в 2017 году был проведен отбор более 1400 проб животноводческой продукции, в т.ч. мяса - 295, птицы – 165, молока - 500, яйца – 75.
По результатам исследований выявлены факты производства опасной в ветеринарном отношении продукции: по мясу - 53 событий (18% от отобранных проб), по мясу птицы – 6 (3,6 % от отобранных проб), по молоку – 46 (9 % от отобранных проб), по яйцу – 1 (1,3 % от отобранных проб).
- Пресечение несанкционированной торговли
Комитет государственного ветеринарного надзора Нижегородской области осуществляет мероприятия по борьбе с незаконным оборотом животноводческой продукцией.
Комитетом организуются рейды по местам возможной несанкционированной торговли, осуществляется изъятие и утилизация некачественной и опасной продукции. Рейды проводятся совместно с органами местного самоуправления и полиции.
За истекший период 2017 года проведено 497 рейдов, по факту несоблюдения правил реализации продукции животноводства возбуждено 96 протоколов об административных правонарушениях, в том числе 21 по статье 2.5 КоАП Нижегородской области «Торговля в неотведенных местах», наложено штрафов на сумму 110 тыс. рублей. Изъято и утилизировано 986 кг. некачественной продукции.
Работа по пресечению несанкционированной торговли проводится в ежедневном режиме.
- Контроль за перевозкой животноводческой продукции
С целью организации контроля за соблюдением ветеринарного законодательства при транспортировке животноводческих грузов в Нижегородской области заключено Соглашение от 27 мая 2016 года О взаимодействии Главного управления Министерства внутренних дел по Нижегородской области и Комитета государственного ветеринарного надзора Нижегородской области при проведении ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по поддержанию эпизоотического благополучия и недопущению ввоза небезопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства на территорию Нижегородской области.
В течении 2017 года, с учетом рисков заноса АЧС из соседних неблагополучных регионов в круглосуточном режиме функционировало 20 ветеринарно полицейских постов. На постах досмотрено 80994 транспортных средств, выявлено 133 нарушений, наложено штрафов на сумму 120 тысяч рублей.
- Типовые и массовыми нарушениями обязательных требований выявляемые госветнадзором и меры принимаемых по их устранению
Нарушения, устанавливаемые в ходе надзорной деятельности можно разделить по видам административной ответственности.
Наиболее часто встречающиеся нарушения это:
- ст. 2.2 КоАП Нижегородской области – 357 протоколов, это выгул собак без поводков и намордников, агрессивное поведение животных, загрязнение территории отходами животноводства. Наложено штрафов на сумму 279,5 тысяч рублей
- ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ – 196 протоколов; это не проведение и обязательных противоэпизоотических мероприятий, несоблюдение ветеринарных правил содержания животных. Наложено штрафов на сумму 199,5 тысяч рублей
- ч. 1 ст. 10.8 КоАП РФ – 96 протоколов, это несоблюдение ветеринарных правил реализации продукции животноводства (без ветеринарных сопроводительных документов, несоблюдение температурных режимов, без проведения ветеринарно-санитарной экспертизы). Наложено штрафов на сумму 253,5 тысяч рублей
Реже выявляются такие нарушения как:
- Ст. 2.5 КоАП Нижегородской области – 21 протокол, это торговля в неотведенных местах. Наложено штрафов на сумму 37 тысяч рублей.
- ч. 2 с. 10.8 КоАП РФ – 15 протоколов, это перевозка животноводческих грузов без ветеринарных сопроводительных документов; Наложено штрафов на сумму 120 тысяч рублей
- ст. 14.43 КоАП РФ – 6 протоколов, это несоблюдение требований технических регламентов. Наложено штрафов на сумму 72 тысячи рублей
- ч. 8 ст. 19.5 КоАП РФ – 5 протоколов, это невыполнение ветеринарно-санитарных требований и правил. Наложено штрафов на сумму 2 тысячи рублей;
- ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ – 3 протокола, это нарушения правил утилизации биоотходов. Наложено штрафов на сумму 556 тысяч рублей;
Решения комитета госветнадзора в судах не обжаловались.
Проводимая реформа контрольно - надзорной деятельности полностью изменяется формат надзора.
Из схемы «выявил-наказал» надзор переводится в формат «профилактика -недопущение». В рамках проводимой реформы комитетом разработаны и утверждены критерии эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности, где основанными показателями эффективности надзора станут не количество проведенных проверок и составленных протоколов, а не допущенный ущерб в результате причинения здоровью людей и животных.
Всем объектам ветеринарного надзора присвоены категории риска, классы опасности, устанавливающие периодичность плановых проверок. При максимальном риске проверки будут проводиться ежегодно, а при минимальном проверки не проводятся вовсе.
Для регистрации объектов надзора и результатов проводимых контрольно-надзорных мероприятий и эффективного межведомственного взаимодействия комитетом совместно с Министерством информационных технологий Нижегородской области разработано «Типовое облачное решение по госветнадзору».
Разработан план общественных слушаний правоприменительной практики на 2018 год.
Разработан и утвержден порядок по профилактике правонарушений такие как выдача предостережений и применение статья 4.1.1 КоАП РФ «Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением»
Все вопросы о правоприменительной практике комитета Вы можете задать на официальной странице комитета. https://new-vetnadzor.government-nnov.ru/request/